Декада правовых знаний.

С 1 марта по 24 марта  школе была проведена декада правовых знаний.

             Декада правовых знаний проводилась с целью повышения правовой грамотности и культуры учащихся, педагогов, родителей.

Задачи: привлечь внимание учащихся, педагогов к изучению и соблюдению Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции, Устава школы;

овладение умениями, необходимыми для самостоятельного применения правовых знаний.

Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.

Воспитывать уважение к другим людям.

В ходе проведения декады правовых знаний приняли участие 100% обучающихся школы.

Открытие месячника прошло 2 марта, на которой учащиеся 10 класса, в форме агитбригады, осветили вопросы правовой защищенности детей, перечень документов, определяющих права ребенка в РФ.

Учитель обществознания Зорина А.Н. познакомила всех присутствующих с планом мероприятий декады, пожелала ребятам активного и продуктивного участия.

На заседании правового отряда была проанализирована работа клуба за прошлый учебный год и выбран председатель – ученик 10 класса Трулов Ярослав.

Проведено заседание Совета по профилактике, организованное правовым отрядом. На заседание были приглашены учащиеся 5-7 классов,  записанные в число нарушителей в рапортичке класса неоднократно.

Ребят еще раз ознакомили и напомнили о правилах поведения для учащихся в школе.

            Классные руководители вместе с социальным педагогом школы Снеговых А.И.   провели  час общения «Права и обязанности школьников» для учащихся 4 классов и час общения «Конвенция о правах ребенка» для учащихся 3 классов. Александра Ивановна подготовила красочную презентацию и обсудила с ребятами их права и обязанности. А учащиеся 1-2-ых классов получили первые представления о правах человека из просмотра мультфильмов «Азбука поведения».  Где ребята получили навыки правильного поведения в школе и дома, общественных местах и на улице. 

Для учащихся средних и старших классов был организован киноклуб «Подросток и закон, Ты и право». В ходе которого  ребята получили представление о Конвенции как о документе, защищающем их прав. Во время проведения мероприятий Александра Ивановна еще раз напомнила учащимся не только о правах, но и о правилах поведения и обязанностях учащихся.

Для родителей учащихся 7 классов (классные руководители Корочкина М.С. и Соколова Н.А.) было проведено дистанционное классное родительское собрание «Особенности подросткового возраста». Одним из вопросов было ответственность родителей за нарушение прав детей. Собрание было конструктивным, родители поделились своим жизненным опытом в выстраивании взаимоотношений с ребенком подросткового возраста.

В рамках проведения Декады правовых знаний 9 марта состоялось мероприятие по теме «Права и обязанности несовершеннолетних — особенности правового статуса» в форме круглого стола – диспута «12 стульев» с целью формирования правовой грамотности и профилактики правонарушений учащихся 7 – 10 классов.

Для начала, необходимо было вспомнить о том, что в 1959 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка, а в 1989 году – Конвенцию о правах ребенка и погрузиться в содержание этих законов для того, чтобы понять каким образом на международном уровне они защищают продвижение прав детей и позволяют развиваться полноценно. Для этого:

— была запущена игра под названием «Имею право на..», где ребята по цепочке называли свое имя – то самое право, которое нам дано с самого рождения и оно прописано в Конвенции о правах ребенка;

— отвечая на вопрос «с какого возраста ребенок приобретает права?», была проведена другая игра – установить ассоциации с помощью картинок к предложенным правам.

Тем самым, погрузившись в некоторые статьи из нормативных актов международного характера, ребята пришли к выводу, что такие права у них никто и никогда не может отнять, даже правительство своего государства, т.е. имеют верховенство над законодательством любой страны.

Для учеников был продемонстрирован видеоролик о документах РФ, которые тоже защищают права детей, а также поставлен проблемный вопрос для дискуссии «всегда ли соблюдаются эти права?». Развернулся диспут, где участниками круглого стола были приведены жизненные ситуации, подтверждающие разные точки зрения, которые однозначно невозможно было объяснить, тем самым, уместно было вспомнить об обязанностях  ребенка и как быть, в случае, если кто-то нарушил наши права. В ходе этого обсуждения, ученики не только освежили в памяти права и обязанности детей до 18 лет, но и вывели следствие, что «незнание закона — не освобождает от ответственности и любое нарушение закона регулируется нормами разных отраслей права (административная, уголовная, дисциплинарная, гражданско-правовая).

Таким образом, ребята в ходе дискуссии вспомнили о своих правах, обязанностях, об ответственности в случае неисполнения обязанностей, также аргументированно высказали свою точку зрения о том, что важно защищать свои права, пользоваться ими, но при этом помнить, уважать и не ущемлять права окружающих, т.к. «наши права заканчиваются там, где начинаются права других».

Для участия в правовом месячнике были привлечены  сотрудники правоохранительных органов МО МВД России «Шушенский», инспектор ОПДН Курохтин И.А., инспектор по профилактике и пропаганде БДД Кривенков И.А., которые провели разъяснительные беседы с учащимися об ответственности несовершеннолетних их правах, обязанностях и безопасности.

Педагогом-библиотекарем Г.В. Топоевой организована обзорная выставка книг «Я и закон» для учащихся 5-7 классов на которой были представлены: Конституция РФ,  Закон Красноярского края, Устав школы и другая правовая литература.

Классные уголки были оформлены плакатами, рисунками и лозунгами «Права ребенка в рисунках, картинах, плакатах, пословицах, поговорках и тд.».

Учителями истории и обществознания проведены правовые пятиминутки в 7-11 классах различных тематик: декларация прав ребенка, символы государства, знаменательные даты, как принимаются законы, нарушение прав детей, обязанности и тд.

Цели и задачи, поставленные при проведении декады правовых знаний, выполнены. Мероприятия прошли успешно при активном участии всех обучающихся и учителей.

А.А. Бушманов – зам. директора ВР